Рекомендации родителям детей, временно находящихся на
дистанционном обучении: советы психолога
В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка
привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их
продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать
существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему
напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное,
адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка
напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из
других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму
самоизоляции, и это нормальный процесс. Ведите себя спокойно, сдержанно, не
избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные
обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из
интернет сетей!
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по
организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную
информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы.
Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время
существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном
обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют
эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными
программами.
Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность
дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком.
Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок
превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это
возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих
детей.
Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в
контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера),
однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в
социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно
выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например,
утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и
вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При
общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных
коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей
переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами
один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное
общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной
ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах
можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его
все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно
откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а
ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями
(звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных
конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно
предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему
(спорт, музыка, кино, кулинария).