В рамках образовательной программы внеурочной деятельности «Школа безопасности», воспитания личной и общественной безопасности, формирования спасательных навыков учащихся в нашей школе первая четверть была посвящена занятиям по спасательным мероприятиям. Они включали такие направления как: «Действия при возгорании в жилище», «Основы медицинских знаний», «Гражданская оборона». Учащиеся с 1 по 7 класс с интересом работали на занятиях. Ведь мероприятия сопровождали теоретические познания и закрепляли практические умения. Школьники, наглядно, с использованием необходимого оборудования, в игровой форме выполняли действия в предложенном экстриме. Тут же проводили причинно-следственные связи, анализ травмы. Творческие группы придумывали и создавали условные жизненные ситуации, в которых могли возникнуть те или иные последствия. Одновременное создание инструкции по действиям и формулировка мер по предотвращению опасных ситуаций учила детей предвидеть опасную ситуацию и ее избегать. Особый интерес возник у ребят в процессе практических упражнений: при наложении бинтовой повязки, наложению жгута, проведению сердечно-легочной реанимации. Ребята использовали имитаторы травм и поражений, что способствовало более эффективному распознаванию разных видов повреждений. Безусловно, не у всех получалось с первого раза, однако их упорство привело к положительному результату. Так, например, многие школьники поочередно спасали манекен «Александра-1». На данном манекене отрабатывали навыки восстановления дыхания и сердечной деятельности. Сложности не пугали «юных спасателей» наоборот каждый старался качественно выполнить реанимацию и оживить пострадавшего. Каждая группа хотела победить предыдущую и с особым вниманием контролировали индикаторы, которые сопровождали правильность действий, а при успешной медицинской помощи лампочки загорались зеленым цветом, вспыхивали глаза условного пострадавшего, и он голосом благодарил за спасение. У всех возникал стимул на четкую работу. Это способствовало формированию правильных слаженных действий при спасении, а именно очередность вдохов и надавливаний на грудину, правильное расположение рук на манекене, определение местоположения сердца человек. Правильно сложить руки «в замок» и определить силу надавливания, чтоб была достаточная для восстановления деятельности и не допустить перелома ребер – также являлся важным фактором. «Спасатели», которые отрабатывали искусственную вентиляцию легких (искусственное дыхание) учились правильно запрокинуть голову, держать подбородок пострадавшего, делать выдох из себя достаточного объема воздуха. Безошибочные или неправильные действия отражались на мониторе, что заводило соперников данного соревнования по оживлению. Такой практико-ориентированный подход формирует у школьников уверенность в собственных силах по действиям в условиях опасной ситуации, учит самообладанию и умению находить пути решения проблемы в реальной жизненной ситуации, не бояться приступить к спасательным мероприятиям.
Викторина, прошедшая в 5-6 классах, вызвала определенный интерес к стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям техногенного характера. В каждом классе ученики были разбиты на команды, самостоятельно выбрали себе руководителя и дали название. Поочередно выбирали тематику вопросов, при успешном ответе набирали баллы, в зависимости от сложности задания. В качестве разминки познакомились с устройством противогаза, его использования. А в конце мероприятия выполнили практическое надевание противогаза ГП-5, ГП-4У. Для многих из них такая не стандартная ситуация вызвала ажиотаж. Учащимся пришлось мысленно представить аварийную ситуацию на производстве, при этом с задержкой дыхания и закрытыми глазами правильно надеть противогаз. Здесь играла роль уже индивидуальная скорость действий.
После каждого учения проводилась рефлексия, обратная связь. Отрадно, что все учащиеся аплодировали руками, а не топали ногами! А это означает: нравится учиться, научился, и буду продолжать учиться!