В минувшие выходные прошли областные осенние учения под названием: «Осень 2020-Магнитная аномалия», которые проходили на базе оздоровительного лагеря «Приозерный» Свердловской области Невьянского района с 23 по 25 октября.
Благодаря кураторам центров цифрового и гуманитарного профилей «Точек роста» из Дворца Молодежи, поддержке Администрации Ирбитского Муниципального образования в лице Главы – Никифорова Алексея Валерьевича, начальника отдела ГОЧС Ирбитского МО – Большакова Романа Владимировича, председателя совета Ирбитского районного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества Глушкова Дениса Витальевича. А так же особой поддержке начальника Управления образования Черемисиной Надежды Вячеславовны, директора Центра развития образования Казакова Александра Михайловича. Педагоги основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры школ Ирбитского района в составе: Большедворовой Марины Анатольевны, Чащина Владимира Сергеевича, Сивковой Надежды Николаевны, Чернова Федора Владимировича, Карпова Петра Павловича, Шмаковой Эльвиры Францевны, Арбузова Павла Николаевича и гражданского лица Большедворова Николая Витальевича составили две команды – «Ирбея», «Ирбея-1», и впервые приняли участие в данном мероприятии.
Особые эмоции, впечатления дополнялись расположением и проживанием команд в полевых условиях на протяжении всех трех суток.
На учения съехалось 34 команды с разных краев области. Приехали, как профессионалы (курсанты МЧС, спасатели), так и любители, которые традиционно принимают участие на протяжении более 10 лет. Такие серьезные соперники вдохновляли на более качественные действия наших команд.
Прибыв на место и разбив лагерь, ближе к полуночи от организаторов получили легенду: произошли крупномасштабные аварии на территории площадью в 60 кв километров. После чего все участники готовились к получению приказа, который мог поступить в любое время суток.
Старт к выполнению приказа был дан в 00 часов, каждая команда имела возможность выбрать на решение каких именно задач и выполнения каких приказов они отправятся, дистанция маршрута до точки действий и выполнения задач была разной и составляла радиус квадрата от 11 до 16 км.
Получив второй приказ, в котором было обозначено время старта наших команд 3 и 4 часа утра соответственно. Используя определенные программы геолокации мы отправились «первопроходцами» на поисково-спасательные работы по легенде «Стихийное бедствие – землетрясение». Задача была такой – приступить к выполнению поисково-спасательных работ, при обнаружении пострадавших изучить их фамилию, имя, присвоенный код, симптомы поражения, следствия, оказать правильную медицинскую помощь. После чего по радиосвязи передать четкую информацию руководителям команд в штаб лагеря. Транспортировать пострадавших в пункт расположения медицины. Задача усложнялась тем, что на задание прибыло одновременно 7 команд – кто закончит первой поисково-спасательные работы, та получает баллы в копилку. Руководители в свою очередь заполняют определенную форму доклада и отправляют в вышестоящий штаб учений. Здесь наши участники обнаружили двух пострадавших: живого и «мертвого».
Данные приказы имели свою специфику учений. Отдавались задания, которые должны были выполнены четко по времени прибытия конкретной команды, а были общими, то есть несколько команд могли отправиться на выполнение одного и того же приказа –и тут уже играет время на скорость и четкость -«кто первый!».
Кроме этого отдавались приказы «техногенного характера», на взаимодействие всех команд, пришедших на задание. Было интересно принимать решения и распределять обязанности между участниками совсем не знакомых поисково-спасательных групп, отрадно, что происходило не только четкое взаимодействие, но и поддержка, взаимовыручка всех без исключения. Суть заключалась уже не в соперничестве друг с другом, а решении одинаковых задач, что приветствовалось судьями и начислялись баллы. Захватывающим и требующим особой профессиональной подготовки был этап с легендой: «Произошла техногенная катастрофа. В задымленном здании торгового центра находились люди, необходимо организовать поисково-спасательные работы, в том числе на верхних этажах зданий, оказать первую помощь и транспортируя эвакуировать из здания. Кроме этого, в дополнение к сюжету, было не удачное приземление парашютиста, который бессознательно лежал на крыше, а рядом был установлен крупный взрывоопасный объект. Именно его при взаимодействии с другой командой курсантов из Нижнего Тагила одна группа педагогов спустили вниз, применяя необходимое профессиональное оборудование спасателей (веревки, карабины, лестницу). Вторая поисково-спасательная группа «Ирбея-1» были допущены на исполнение приказа по времени с разницей в один час. Они с успехом обнаружили пострадавшего с травмами: увечье, болезнь; симптомами: маниакальный эпизод, чувственный персекуторный бред. Сложность заключалась в том, что нужно не только обнаружить и эвакуировать, но еще и определить действия в зависимости от симптомов. Изюминку в данную историю внес симптом маниакального бреда. Пока группа отвлеклась на изучение травм, определение дальнейших действий и принятие решения, Бииглайзен Аделисия (подобные имена были у пострадавших для сложности передачи по радиосвязи) благополучно сбежала с места нахождения. Группа наших «спасателей» вынуждена была организовать поиски вновь. И у них все получилось. Как выяснилось позже, маниакальный бред пострадавшей вызвал страх, боязнь любого человека, именно поэтому она увидела в людях не спасателей, а недоброжелателей и попыталась спрятаться вновь. Впоследствии анализа данного факта, обсуждения истории с организаторами педагоги-участники получили еще и дополнительные теоретические знания в области медицины, психологической неустойчивости при возникновении ЧС.
Со слов педагогов данные учения полезны, поучительны: во-первых, это что-то новое, не изведанное, появился опыт практический; во-вторых, появились идеи в работе с детьми, есть определенные планы на организацию подобных учений на муниципальном уровне. В перспективе, готовы принять участие в таких учениях и летом тоже! Приглашаются все желающие!
Руководитель районного методического объединения учителей ОБЖ Большедворова Марина Анатольевна.